Сапоговская средняя общеобразовательная школа
|
|
Классный час. Тема: «Поговорим о равнодушии» Задачи: 1. Воспитывать чуткого, отзывчивого, доброго по отношению к людям и окружающему миру человека. 2. Способствовать осознанию такой важной нравственной категории как «неравнодушие». 3. Учить сопереживать, не проходить мимо чужой беды. 4. Прививать этические нормы поведения в обществе и нормы общения между людьми. Оформление: на доске пословицы «Бойся равнодушных людей»; два сердца: черное, красное, два «лица»: сердитое и веселое, солнышко с лучиками. Оборудование: конверты с заданиями для проведения ролевых игр (продавец –покупатель и т.п.), цветные иллюстрации для решения ситуационных заданий. Подготовительная работа: 1. детям заранее было предложено вместе с родителями поразмышлять над словом «равнодушие» и по желанию написать сочинение-миниатюру «Кто он, равнодушный человек?» 2. Оформлен стенд пословиц о доброте, сердечности, неравнодушии, подобранных детьми. 3. Подготовить стихотворения М. Скребцовой «Добро помни, а зло забывай», «Сердце живо милостью». Ход классного часа: Учитель: Человек постоянно находится среди других людей. Часто даже незначительная встреча со знакомым или незнакомым человеком оставляет глубокий след в душе: радостный или печальный. Внимание, доброжелательность, участие поднимают настроение. А если наоборот? Давайте подумаем, как влияют на отношения людей безразличие, невнимательность, грубость. (Дети высказывают своё мнение) Учитель: дома вы должны поразмышлять над смыслом слова «равнодушие» и написать сочинение на тему «Кто он, равнодушный человек?» (Дети по желанию зачитывают свои работы). Учитель, обращая внимание учащихся на доску, говорит: прочитайте пословицу Один из детей читает вслух: «Бойся равнодушных людей». - Как вы думаете, почему равнодушных людей нужно бояться? (Дети высказывают своё мнение)Учитель обращает внимание учащихся на «лица», висящие на доске: - Ребята, как вы думаете, какое из двух лиц, относится к равнодушному человеку и почему вы так решили? (Дети высказывают своё мнение, выбирают сердитое неулыбчивое лицо) - А каким может быть такой человек? Давайте попробуем подобрать слова, которые его охарактеризуют. Дети называют слова: завистливый, черствый, бездушный, бессердечный, неулыбчивый…. Затем чёрным маркером записывают их на полосках бумаги и прикрепляют к сердитому лицу, составляя «портрет» равнодушного человека. - Хорошо ли живется такому человеку среди людей? (Рассуждения детей) Как вы думаете, а какого цвета сердце у этого человека? - Темное, чёрное (прикрепляем сердце чёрного цвета поверх слов, характеризующих бессердечного человека) Учитель: с равнодушием людям приходится сталкиваться очень часто. Вот один из таких случаев, о нём в нашей газете «Районный вестник» рассказала школьница Марина Сергеева: «Несколько лет назад мы с мамой шли по абаканскому парку «Орленок». Впереди нас на инвалидной коляске ехал с виду крепкий молодой мужчина. Неожиданно колесико попало в выбоину на асфальте, и коляска перевернулась. Мимо равнодушно проходили люди. Мы с мамой поправили коляску и попытались поднять с земли мужчину. Ничего не получалось: он был очень тяжелым. Предприняв несколько безуспешных попыток, обратились за помощью к прохожим. Желающих помочь не находилось. «Девочки, оставьте меня, не тратьте силы, спасибо и на этом…», - отворачиваясь от нас, глухо выговорил незнакомец. С удвоенным упорством мы снова начали его поднимать. Мимо шла группа студентов. «Ребята, помогите», - с отчаянием просим мы. Студенты оттеснили нас в сторону, с двух сторон обступили упавшего и, наконец, усадили его в каталку. На выходе из парка оглянулась посмотреть на оставленного, на аллее инвалида. Он плакал…». (Пауза... Дети осмысливают услышанное.) - Заметка называется «Достучаться до сердец». Как вы думаете: какие сердца были у людей, проходивших мимо? (Рассуждения детей, которые говорят о чёрных сердцах) - Случалось ли вам видеть подобные ситуации? - Как бы вы поступили в таком случае? (Рассуждения детей) - У кого из прохожих сердце было другого цвета? - У девочки, её мамы, студентов - Как вы думаете, какого цвета неравнодушное сердце? - Красное (прикрепляем сердце красного цвета к улыбчивому лицу) - Какие качества помогают быть неравнодушным? Дети называют слова: любовь, доброта, вера в хорошее будущее …. Затем красным маркером записывают их на полосках бумаги и прикрепляют к улыбчивому лицу, составляя «портрет» неравнодушного человека. Получается веселый и радостный человек. Учитель: о людях не равнодушных к чужой боли, создано много пословиц, они есть на нашем стенде, давайте прочитаем их: - У чуткого сердечка ласковы словечки. - Сердечные дела трогают сердце. - Добра желаешь, добро и делай и др. Учитель: Равнодушие проявляется по-разному. У меня на столе иллюстрации с изображением различных ситуаций, предлагаю, рассказать, что изображено, в чём проявляется равнодушие и неравнодушие. ( Примеры иллюстрации: 1. подросток разрушает песочные поделки малышей; 2.мальчик вырезает своё имя на коре дерева; 3. девочка сидит в автобусе, рядом стоит бабушка: 1. ребёнок моет посуду, пока спит мама, 2. старший сын читает сказки младшим детям, 3. мальчик переводит через дорогу бабушку. После рассказа дети прикрепляют иллюстрацию к равнодушному или неравнодушному лицу на доске. Учитель: сейчас мы с вами попробуем разыграть несколько жизненных ситуаций. Дети делятся на три группы и каждая получает какую-нибудь роль: врач – пациент, покупатель – продавец, мама, папа – ребенок. Эти роли нужно сыграть дважды: как равнодушный и как неравнодушный человек. (Идёт ролевая игра) - Какая роль вам больше понравилось? Почему? Давайте послушаем стихотворения М. Скребцовой, которые приготовили нам ребята: «Добро помни, а зло забывай» Не надо зло копить в душе, Оно и так вокруг уже. Не отдавай ему себя, Живи, прощая и любя. Попробуй зло на миг забыть! И сразу станет легче жить! Мгновенно исчезает зло, Когда мы помним про добро Стихотворение «Сердце живо милостью» Сердце добрым быть должно, Так оно сотворено, Чтоб дарить любовь и свет Веем вокруг десятки лет. Сердце может заболеть, Перестанет сердце петь, Если нет в нем состраданья, Чуткости и понимания. . - Что нужно сделать, чтобы на земле было меньше равнодушных людей? (рассуждения детей) - Давайте «растопим » слово равнодушие теплыми словами. На лучиках солнца ребята записывают слова: доброта, дружба, любовь, мудрость, вера, сердечность, понимание и прикрепляют на доску. Учитель: Мудрое и очень доброе сердце у вас, ребята. Люди с такими сердцами никогда не станут равнодушными. Сочинение на тему «РАВНОДУШИЕ» (выдержки из сочинений детей 3 класса) Александрова Маша, Слово «равнодушие» я понимаю так: если человек равнодушный, он никогда никого не пожалеет. И ему все равно, если у человека какая-нибудь проблема. Этот человек не почувствует и не пожалеет в трудную минуту. Мне, кажется, что такой останется один в жизни. Так я понимаю слово равнодушие. Гнездюкова Геля. Равнодушие – это безразличие к чужому горю. Никто не заступится за тебя, не придет к тебе в больницу, даже просто не улыбнется. Равнодушный человек не любит животных, растения, да и весь мир. Среди моих друзей нет таких. Бородин Данил. Равнодушный человек никогда не поможет в трудную минуту. Он – рав – но – душ – ный !!! Ему все равно, лишь бы его это не касалось. «Моя хата с краю, я ничего не знаю!!!» это его правило. Он никого не любит, даже своих родителей! Я бы не хотел жить среди равнодушных людей. Печенкин Денис. Равнодушие – это когда человек никого не любит и не уважает, не помогает товарищам в беде. Оставит, не поможет! У равнодушного человека глухое и слепое сердце. Демчук Настя. Равнодушный человек – это тот, кому все равно. Например, он подошел и толкнул, сам стоит и смеется. А тому человеку обидно и грустно. И вот еще: принесла домой два или три, а родителям все равно. Ходишь ты до позднего времени, где попало, а им все равно. Равнодушный человек – безразличный человек. |
|
school_19_186@inbox.ru |