Сапоговская средняя общеобразовательная школа
|
|
«Мир вокруг нас» (РК) Тема: «Путешествие над республикой Хакасия» Цели и задачи: - развивать познавательные интересы детей, углублять представления о природе Хакасии, о животном и растительном мире. - развивать умение работать с картой и дополнительной литературой. - воспитывать любовь к своему родному краю. Форма: урок-путешествие. Ученики 4 класса проводят урок для учащихся 3 класса. Оборудование: 1. Книжная выставка: - энциклопедия о животных и растениях; - «Красная книга Хакасии»; - произведения хакасских поэтов; 2. Наглядный материал: - карта Хакасии; - презентация о редких представителях флоры и фауны Хакасии; - гербарии растений Хакасии; - атласы республики Хакасии 3. Технические средства: - мультимедиапроектор; - музыкальный центр - видеомагнитофон; - видеокассета (о достопримечательностях Хакасии) - аудиокассета (народные мелодии Хакасии) Ход урока: 1 стюардесса приглашает учеников: - Дорогие ребята, здравствуйте! Мы рады приветствовать вас на борту нашего самолёта, который совершит путешествие над прекрасной землёй – Хакасией. Путешествие будет длиться 40 минут. Просьба занять свои места, устраивайтесь поудобней. Приятного вам полёта! (дети рассаживаются по своим местам) 2 стюардесса: - Какой он наш край? Какая природа окружает нас? Вот об этом мы и поговорим во время нашего путешествия. 1 стюардесса читает стихотворение: Люблю тебя, Хакасия, Твои озёра ясные, И водопады грозные И степь, и тихие луга! Люблю тебя, Хакасия Твои леса прекрасные, И вечера морозные, И белые снега… (включается видеозапись с видами Хакасии и тихо звучит хакасская мелодия) 2 стюардесса: - Обратите внимание на обзор в ваших иллюминаторах – мы облетаем территорию нашей малой Родины, площадь которой около 62 тыс. км, две трети её составляет горный ландшафт. Ребята-экскурсоводы: - На юге (обратите внимание – мы сейчас там пролетаем) высота горных вершин достигает двух тысяч метров над уровнем моря. - В Хакасии насчитывается свыше 300 озёр, из которых наиболее известны Шира, Белё, Тус, Иткуль,Учум. 1 стюардесса: - А сейчас, дорогие друзья, рассмотрим карту Хакасии – она перед вами. Современная Хакасия является только частью территории, называвшейся когда – то «Минусинский край». Экскурсоводы: - После образования Енисейской губернии в Минусинский округ входили 7 нынешних южных районов Красноярского края, Хакасия и часть земель Новосёловского района. Это была единая территория, на которой жили и трудились более 30 национальностей, развивая общую экономику, торговые и культурные связи. - Кто назовёт главный город Хакасии? И что вы о нём знаете? Ученик - пассажир: это Абакан. Абакан – столица Хакасии (смотрим видеозапись о городе Абакане с его достопримечательностями). Экскурсовод: - Абакан красив. Как жарок стоит он среди древней хакасский степи. Абакану исполнилось 76 лет. В переводе с хакасского Абакан – «Медвежья кровь» - значит абаканцы люди сильной крови. Абаканцы любят свой город, его широкие и зелёные улицы, скверы, фонтаны, площади и парки. 2 стюардесса: - А что вы видели в иллюминаторы? - зелёные насаждения. - дороги. - большие кварталы. - широкую реку 1 стюардесса: - Да, а что это за река, протекающая через Абакан? Ученик – пассажир: - это река Абакан, которая тянется на многие километры, абаканцы любят в ней купаться, ловить рыбу. 2стюардесса: - Стоянки древних людей встречаются на берегах реки Абакан. Это стало известно по результатам археологических раскопок. Вот какая она – древняя река Абакан! 1 стюардесса: -Да, ребята, сейчас мы пролетаем над хакасской степью (видеозапись о степи. Звучит мелодия дудочки хобырахом). Обратите внимание на древние курганы. Экскурсоводы: - Каменные стелы и курганы – это далекое прошлое и гордость нашего народа. Хакасию называют художественной галереей под открытым небом, но никто не может назвать точное количество древних памятников: по различным источникам в республике сохранилось от 15 до 45 тысяч каменных изваяний. - В г.Абакане есть хакасский национальный Музей, где вы можете поближе рассмотреть древние рисунки, изображенные на этих камнях. Они загадочны и притягательны. - Археологи сделали вывод, что предки хакасов жили по племенам, имели свое государство. Занимались скотоводством, земледелием, охотой, рыболовством. - Было развито ремесло, имели широкие торговые связи со Средней Азией, арабским миром и Китаем. - В период расцвета у хакасов были города, развалины некоторых из них раскапываются ныне археологами. 2 стюардесса: - А какие полезные ископаемые находятся в недрах нашей республики? (рассматриваем карту)
Экскурсоводы: - Большие залежи угля находятся около Черногорска. Поэтому в городе много шахт. - Железную руду добывают в Аскизском, Таштыпском районах и в Абазе. - Молибден добывают недалеко от г.Сорска. Теперь этот город знают по всей России. - Самый известный материал – Саянский мрамор. Он используется не только в нашей республике, но еще отправляется в другие страны мира. 1 стюардесса: - Любое путешествие утомительно. Давайте с вами отдохнём. (проводится физминутка) По родному краю.Дружно пролетаем(расставили руки как крылья самолёта)Справа от нас – зеленый луг(поворот и наклон вправо)Слева находится лес(поворот в другую сторону)В таком лесу полно чудес.Белка с ветки на ветку скок (прыжки)Филин крыльями машет. Ух!Аж захватывает дух! (махи руками)2 стюардесса: - Около половины территории Хакасии занимает лес. (М/м презентация о животном и растительном мире Хакасии в сопровождении тихой хакасской мелодии) 1 стюардесса: - Каких диких животных увидели вы? (соболь, лиса, медведь, волк, заяц, бобр, горностай, ласка, колонок, хорёк, норка, росомаха, барсук и выдра). 2 стюардесса: - А какое разнообразие растительного мира! Продолжаем просмотр м/м презентация о животном и растительном мире Хакасии в сопровождении тихой хакасской мелодии) 1 стюардесса: - Посмотрите на слайд и ответьте на вопрос: какое дерево не гниет в воде? Да, это лиственница. Экскурсоводы: - Это красавица обитает в лесах Хакасии. А вот гербарий ее веточки. При Петре I лиственницу использовали в кораблестроении, а дома, построенные из нее, стоят более пятисот лет! - Высокие горы и долины влияют на климат Хакасии. По своей суровости зимой он чисто сибирский. По обилию солнечных дней и высокой летней температурой заметно отличается. Поэтому здесь хорошо растут арбузы и дыни, яблоки и груши, помидоры. Хорошо ли вы знаете растения Хакасии? Стюардессы: Мы загадаем загадки, а вы их отгадайте: - Какое растение опыляют только шмели? (Клевер) - Какое растение растет вдоль дорожек? (Подорожник) - Растет зеленый кустик – дотронешься, укусит. (Крапива) - Горел в траве росистой фонарик золотистый, потом померк, потух и превратился в пух. (Одуванчик) - Но не все люди бережно относятся к дарам и красотам природы. На протяжении веков люди брали у нее все, что хотели, ничего и никогда не жалея, не задумываясь о последствиях. Немало растений и животных из- за этого уже исчезло с лица Земли, а многие вот-вот исчезнут. (Рассматриваем на слайдах редких и исчезающих животные Хакасии) - Каких животных Хакасии, занесенных в « Красную книгу», вы увидели? (ответы детей) Экскурсоводы: - Снежный барс. В год он дает одного детеныша, да и то в случае, если есть пища. Питается горными баранами. Живет высоко в горах. Ведет скрытный образ жизни. Этот вид из- за красивого меха почти полностью истреблен. - Красный волк- чудо лесов Хакасии. Волк очень осторожное животное, но увидеть его уже невозможно Стюардессы: - Посмотрите на « Красную книгу Хакасии» - какая она тяжелая и толстая. Вот сколько животных и растений мы уже можем не увидеть вообще. - Что мы с вами можем сделать, чтобы природа Хакасии оставалось красивой и не исчезали ни насекомые, ни птицы, ни звери? (ответы учащихся) - Да, ребята, каждый человек должен понимать, что природе тоже бывает плохо и обязательно помочь ей. - К. Д. Паустовский сказал: «Рыбе – вода, птице – воздух, а человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Запомните эти слова. Читайте энциклопедии и научно- популярные детские книги – это самые умные и добрые ваши друзья. А наше путешествие подошло к концу. В следующем путешествии мы узнаем более подробно о реках, озерах Хакасии. Экипаж 4 класса желает вам расти достойными жителями Республики Хакасия! И дарит на память атлас-путеводитель о достопримечательностях Республики. До свидания! |
|
school_19_186@inbox.ru |